Уважаемые родители! Здесь представлена программа по которой я занимаюсь с детьми в ЦИПРе составленная мной на основании следующих литературных источников:
- Л.Н. Павлова "Раннее детство: развитие речи и мышления"
- К.Л.Печора, Г.В. Пантюхина, Л.Г. Голубева "Дети раннего возраста в дошкольных учреждениях"
- К.Л. Печора "Развитие и воспитание детей раннего и дошкольного возраста"
- Кроха: программа воспитания и развития детей раннего возраста в условиях дошкольных учреждений/ [Г.Г. Григорьева, Н.П. Кочетова, Д.В. Сергеева и др.]
Возраст Содержание работы
1год 1 месяц - Привлекать внимание детей к действию взрослых.
- Формировать у детей представление о своем внешнем виде и о ближайшем окружении.
- Содействовать позитивному самовосприятию, через поддержку и поощрения действий ребенка с предметами.
- Развитие мелкой моторики.
1год 2 месяца - Учить здороваться, прощаться.
- Учить совместной деятельности со взрослыми во время занятий и игр.
- Учить сопоставлять изображение с реальным предметом.
- Знакомить с формой круг.
- Развитие мелкой моторики.
1год 3 месяца - Закреплять желание и готовность к совместной деятельности со взрослым.
- Активизировать понимание ребенком речи; развивать ориентировку в окружающем и собственную речь малыша.
- Познакомить с формой куб.
- Знакомить с понятиями большой, маленький.
- Развитие мелкой моторики.
1год 4 месяца - Содействовать развитию делового общения в условиях предметных действий. Взрослый – образец, сотрудник во взаимодействии.
- Продолжать формировать понятие большой, маленький.
- Учить приемам установления тождества и различия формы предмета с формой отверстия.
- Учить понимать простые по конструкции и содержанию фразы, которыми взрослый сопровождает показ игрушек, свои действия.
- Учить обобщать предметы по существенным признакам (Две одинаковые картинки называются одним словом – «мишки», « куклы» и т.п.)
- Развитие мелкой моторики.
1 год 5 месяцев - Вызывать стремление подражать действиям взрослого, быть успешным в деятельности,
поддерживать ожидание доброжелательного внимания и позитивных оценок со стороны окружающих.
- Познакомить ребенка с треугольной формой.
- Продолжать знакомить устанавливать тождество и различие формы предмета с формой отверстия.
- Развивать умение узнавать изображения по слову взрослого; формировать умение подражать облегченным словам.
- Развитие мелкой моторики.
1 год 6 месяцев - Замечать и поддерживать инициативное приобщение ребенком взрослого к совместным действиям.
- Познакомить с понятием овощи.
- Учить соотносить предметы по форме – круглый, квадратный, треугольный.
- Обогащать детей игровыми сюжетами, отражающими знакомые бытовые ситуации, связанные с приемом пищи и необходимой для этого посуды.
- Закреплять умение узнавать изображения знакомых предметов и называть знакомые предметы и действия облегченными словами.
- Развитие мелкой моторики.
1год 7 месяцев - Поддерживать и развивать самостоятельность в действиях с предметами, развивать способность не мешать при этом другим детям,
поощрять элементарные взаимодействия между детьми по поводу игровых материалов.
- Содействовать освоению умения включаться в диалог всеми доступными ребенку средствами (словами, мимикой, жестами)
- Формировать представления о природе: о домашних животных и птицах, о природных явлениях (солнышко, тучки, дождь, снег и пр.)
- Учить понимать сюжеты небольших инсценировок с игрушками, состоящих из двух-трех действий.
- Развитие мелкой моторики.
1 год 8 месяцев - Вызывать у ребенка чувство удовлетворения от успешности действий.
- Учить ориентироваться в четырех контрастных формах предметов (шар, куб, кирпичик, призма).
- Формировать умение отвечать на вопросы «кто это?», «Что это?».
- Формировать представления о диких животных и птицах.
- Содействовать формированию умения узнавать и показывать (по возможности называть) знакомые предметы на картинках.
- Развитие мелкой моторики.
1 год 9 месяцев - Воспитывать доброжелательное отношение к окружающим взрослым людям и сверстникам.
- Учить ориентироваться в трех величинах (большой, поменьше и самый маленький).
- Учить по слову взрослого находить и показывать знакомые предметы.
- Знакомить с понятием одежда.
- Учить подбирать к образцу однородные парные предметы (варежки, ботинки, носки)
- Учить обобщать картинки, на которых изображены одни и те же предметы, но разные по цвету или величине.
- Развитие мелкой моторики.
1год 10 месяцев - Поддерживать отобразительные предметно-игровые действия с игрушками.
- Познакомить с понятием мебель.
- Продолжать знакомить с четырехугольной, круглой, прямоугольной и треугольной формами.
- Учить соотносить игровой материал со знакомыми предметами (кубик- табуретка, брусок с флажком – башенка)
- Развитие понимания речи и расширение запаса понимаемых слов,
обозначающих окружающих людей в соответствии с их возрастом
и полом (девочка, мальчик, тетя, дядя, бабушка, дедушка), их действия, которые дети видят, состояние, настроение (радуется, плачет).
- Учить понимать сюжет изображенный на картине (через воспоминание о знакомой ситуации).
- Продолжать формировать умение отвечать на вопросы «кто это?», «что это?», «Что делает?»
- Развитие мелкой моторики.
1 год 11 месяцев - Содействовать развитию партнерского общения и подражанию взрослому при освоении игровой и учебной деятельности.
- Закреплять и расширять знания о животных живущих рядом с человеком. Учить называть животных, изображенных на картинках,
уметь отличать животных по их характерным признакам (например, у коровы рога; у козы тоже, но она маленькая).
- Учить находить картинку по просьбе взрослого, звукоподражанию животному, изображенному на ней.
- Организовывать игры с предметами, близкими по форме. («Дай такой же» - флажки, матрешки, грибки, яички.
- Учить составлять знакомые изображения по принципу «часть и целое». (Занятия с разрезными картинками («матрешка», «Мяч», «Ведро»,
«Шарик» и т.д.
- Занятия с картиной из серии времена года.
- Развитие мелкой моторики.
2 года - Приучать детей внимательно слушать взрослого, понимать слова «можно», «нельзя» и т.д., выполнять
несложные поручения из двух-трех действий (сядь на стул и посмотри книжку»).
- Расширять представления детей об окружающей действительности.
- Развивать умение узнавать, а затем сравнивать знакомых животных и птиц на картинках в реалистическом изображении.
- Развивать понимания изображений несложных, знакомых сюжетов, бывших в опыте ребенка; обозначение сюжетов словом,
использование двух-, трехсловных предложений; умение слушать небольшой рассказ взрослого по картинке.
- Упражнять детей в соотнесении плоскостных фигур с отверстиями в аппликациях и рисунках.
- Развитие мелкой моторики.
2года 1 месяц - Помогать ребенку создавать условия, необходимые для игры (подбор атрибутов).
- Формировать обобщенные знания о диких животных .
-Закреплять знания о домашних животных, используя потешки.
- Учить понимать предложения с предлогами, выполнять соответствующие действия: «Поставь чашку на стол», «Положи в чашку ложку» и т.п.
- Учить детей соотносить геометрические фигуры с картинками.
- Развитие мелкой моторики.
2 года 2 месяца - Создавать условия для партнерского общения и подражания взрослому при освоении игровой и учебной деятельности.
- Ввести собирательное имя существительное «мебель».
С помощью игровых сюжетов закрепить представление о функциональном назначении каждого предмета мебели.
- Продолжать учить сооружать элементарные постройки: стульчики, диван, стол, стул, кроватку. Учить обыгрывать постройки.
- Познакомить детей с существительным собирательным значением «посуда». Учить узнавать на картинке знакомые предметы, называть их.
- Учить пользоваться местоимениями (я, ты, мне и др.), наречиями (там, туда).
- Развивать способность ребенка самостоятельно отображать заинтересовавшие его действия взрослого.
- Развитие мелкой моторики.
2 года 3 месяца - Содействовать содержательному, деловому общению со взрослыми в разных видах деятельности.
- Формировать понимание собирательного существительного «одежда».
- Учить узнавать знакомые предметы и объяснять их назначение (занятия с предметными картинками из серии «предметы быта")
-Продолжать учить пользоваться местоимениями (я, ты, мне и др.), наречиями (там, туда), предлогами (в, на, за)
- Развитие понимания изображений несложных, знакомых сюжетов, бывших в опыте ребенка, обозначение сюжетов словом,
использование двух, трех словных предложений; умение слушать небольшой рассказ взрослого по картинке.
- Продолжать создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира и развития сюжетно-отобразительной игры.
- Развитие мелкой моторики.
2 года 4 месяца - Расширять представления детей об окружающем мире и учить выражать свои знания в словах обозначающих пространственные
и временные отношения (вверху, внизу, рядом, утро, день, вечер )
- Закрепить понимание собирательных существительных «овощи» и «фрукты».
- Учить узнавать знакомые предметы и объяснять их назначение (занятия с предметными картинками из серии «предметы труда на огороде")
- Продолжать учить складывать из двух частей изображение целого.
- Учить слушать короткий рассказ без показа.
- Развитие мелкой моторики.
2 года 5 месяцев - Вызывать у детей интерес к познанию себя как человека и индивида: «Я – мальчик, я – девочка, я умею дружно играть, трудиться, рисовать» и т.д.
- Закрепить и расширить знания о животных, познакомив с их детенышами.
- Формировать обобщение предметов по существенному признаку (занятия с тематическими картинками из серии «Транспорт»)
- Продолжать учить рассматривать картинки. Отмечать особенности изображений. Учить выражать словом свои впечатления.
- Помогать ребенку создавать условия, необходимые для игры (подбор атрибутов).
- Развитие мелкой моторики.
2 года 6 месяцев - Создавать условия для наглядного познания малышом окружающего мира
и развития сюжетно-отобразительной игры.
- Познакомить с сюжетными картинками из серии «Профессии людей»: «Доктор», «Дворник», «Повар».
.- Познакомить детей с экзотическими животными. Побуждать детей к высказываниям, описанию некоторых характерных особенностей животных.
- Знакомить с понятиями узкий, широкий, короткий, длинный.
- Учить складывать из двух, - трех частей изображение целого.
- Развитие мелкой моторики.